Наверх

АО «Транснефть-Дружба» - строгий экологический контроль на всех стадиях работы

Дата публикации: 07 Июня 2017 Распечатать

2017 год в России объявили Годом экологии. АО «Транснефть-Дружба» уделяет большое внимание охране природы и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Это одно из важнейших направлений деятельности предприятия. На днях брянские журналисты побывали в пресс-туре на нефтеперекачивающей станции «Аксинино» в Карачевском районе, где живет единственная в Брянской области популяция крапчатых сусликов.

Полвека без аварий

Станцию «Аксинино» построили еще в 1968 году. Нефть сюда поступает по двум параллельным трубам - «Дружбе-1» и «Дружбе-2». Вместе трубы идут до самой крупной станции предприятия  - ЛПДС «Унеча», а затем расходятся в соседние государства.

Вся инфраструктура НПС «Аксинино» - одна на двоих: это и общая территория, и очистные сооружения, и аварийные резервуары, и газовая котельная.

Между тем, нефти на станции журналисты так и не увидели, как, впрочем, и труб, которые надежно скрыты под землей. Поток нефти по ним идет постоянно. Перерывы случаются только во время плановых ремонтов. За все время существования станции не было ни одной аварии, связанной с протечкой нефти. С точки зрения охраны окружающей среды здесь все на высшем уровне.

Тем не менее, на «Аксинино» отработан четкий порядок действий на случай аварийной ситуации. Если нефть вдруг прольется, ее тщательно соберут, отправят на отстой в специальные колодцы, а затем перельют в аварийный резервуар и вернут обратно в трубу.

Безупречный порядок

Особенность «Аксинино», как и любой из 38 нефте- и нефтепродуктоперекачивающих станции АО «Транснефть – Дружба», еще и в том, что в окружающую среду отсюда не попадают вредные вещества. Такой безупречный порядок обеспечивают, в том числе, и современные очистные сооружения.

- Все стоки, например, после влажной уборки в насосных, попадают в производственную канализацию, - рассказывает заместитель начальника НПС «Аксинино» Антон Кумушбаев. - Затем они проходят несколько стадий очистки. Оставшийся осадок, который считается безопасным для экологии, подсушивают и вывозят на полигон. Правда, в штатных ситуациях он практически не образуется. Производственные очистные активно используют только при авариях, которых на станции, напомню, ни разу не было.

И действительно, как убедились журналисты, бетонная площадка для ила оказалась абсолютно пустой.

Промышленные и хозяйственно-бытовые стоки на станции очищают с помощью физико-химических и химико-биологических методов в специальной флотационной установке.

- В АО «Транснефть-Дружба» мы уделяем большое внимание охране окружающей среды при эксплуатации уже имеющихся и при строительстве новых объектов, - рассказывает заместитель начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования Денис Панов. - На каждой станции обязательно работает экологический контроль. Ежемесячно проверяют состояние сточных вод, питьевой воды, проводят мониторинг выбросов, контролируют состояние почвы.  

Кстати, вместе с журналистами на станцию в очередной раз приехали специалисты, чтобы взять пробы воды после прохождения очистных сооружений. Они проверят, исправно ли работают все стадии очистки.  

Модернизация инфраструктуры

АО «Транснефть-Дружба» – современное предприятие, которое в повседневной деятельности строго соблюдает требования природоохранного законодательства. Кроме того, нефтяники активно занимаются модернизацией своих производственных объектов.

- Чтобы снизить негативное воздействие от выбросов в атмосферу, мы реконструируем резервуарные парки, - говорит Денис Панов. - На резервуарах используем понтоны и плавающие крыши. Они позволяют снизить больше чем на девяносто процентов  выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Кроме того, для реализации Киотского протокола мы модернизируем котельные и капитально ремонтируем целые участки теплосетей. Почти все котельные в АО «Транснефть-Дружба» - газовые. Благодаря этому выбросы вредных веществ в атмосферу намного ниже, чем от объектов, которые работают на мазуте. Котлы заменяем на новые – с меньшим расходом топлива.

При реконструкции объектов АО «Транснефть-Дружба» всегда учитывают возможное негативное воздействие на окружающую среду и снижают его. Например, при прокладке трубы на особо охраняемой природной территории – в национальном парке «Орловское полесье» - необходимо было сохранить пути миграции животных. Для этого соорудили специальные переходные мостики через котлованы и траншеи. А при работах в руслах рек после их окончания в водоемы выпускают мальков.  

«Хозяин» станции

Впрочем, есть на НПС «Аксинино» одна уникальная экологическая деталь, которая выделяет ее из всех «дружбинских» объектов: на территории НПС живет единственная на Брянщине колония крапчатых сусликов. Эти маленькие зверьки занесены в Красную книгу Брянской области как вид, находящийся под угрозой исчезновения – в европейской части России он встречается уже много лет. Между тем, по словам работников станции, суслики здесь живут уже больше двух десятилетий. Брянские ученые узнали о редком «соседе» недавно, и теперь АО «Транснефть-Дружба» совместно с заповедником «Брянский лес» проводит специальную программу по изучению этих грызунов.

- Здесь сложились идеальные условия для существования суслика, – говорит заместитель директора заповедника «Брянский лес» Елена Ситникова. - Во-первых, это скошенный газон. Суслики не живут в высокой траве. Раньше они обитали на местах выпаса скота. Во-вторых, здесь много еды. Животные питаются молодыми побегами травы, плодами яблонь, которые в изобилии растут на станции. В-третьих, ограждение не дает проникнуть на территорию естественным врагам грызунов – хищникам. Да и в целом экологическая обстановка на станции благоприятная.

В европейской части России есть еще три маленьких колонии: в Липецкой, Московской и Воронежской областях. В Воронеже создали мини-центр по восстановлению популяции сусликов, который в ближайшее время пополнят «дружбинские» зверьки.

 

Комсомольская правда - Брянск