Наверх

Ни капли нефти на ветер

Дата публикации: 30 Августа 2017 Распечатать

В ходе учений реку Судость спасли от загрязнения «по легенде»

Несмотря на штормовое предупреждение и дождь, сотрудники Брянского районного управления АО «Транснефть – Дружба»  справились с задачей даже быстрее, чем требует норматив. Ни река, ни ее берега не пострадали.

Авария условная, река реальная

В четверг, 24 августа, в девять утра в Брянское районное управление поступило сообщение, что на участке подводного перехода нефтепровода, пролегающего в Почепском районе по дну реки Судость, произошла авария. В результате на поверхности образовалось нефтяное пятно, которое движется вниз по течению. Такова была легенда традиционных летних учений, которые проводят ежегодно и каждый раз  - в новом месте. Хоть настоящих аварий не было, к учениям здесь подходят очень ответственно. Тем более что попадание нефти в водоем – наиболее сложный аварийный случай, и последствия для окружающей среды могут быть весьма печальными.

Поэтому на месте условной аварии в воду бросили имитаторы нефти – легкие и яркие желтые шарики с красными флажками. Благодаря нумерации на них, специалисты смогут дополнительно судить о том, как ведет себя течение и насколько велика скорость движения пятна.

Аварийно-ремонтные службы, в составе которых 23 единицы транспорта и специальной техники  – экскаваторы, краны, пожарные машины, и более 40 опытнейших специалистов немедленно выехали на то место, где, по расчетам, за прошедшее время могла оказаться вытекшая из трубы нефть.

Облаченные в спецодежду и каски, выслушав инструктаж по технике безопасности, мужчины побежали к реке, чтобы четко и слаженно выполнить свою непростую работу. Тут свою лепту внесла природа: к бесконечным порывам штормового ветра добавился дождь сплошной стеной.

Каждый на месте

- Все участники учений по локализации и ликвидации последствий аварии четко знают, какую работу должны выполнить именно они, - рассказал начальник нефтеперекачивающей станции «Десна» Сергей ШПАКОВ. – Для этого и нужны подобные учения, чтобы знания были не только теоретическими, но и на практике доведенными до автоматизма.

Пока одни мужчины с невероятной скоростью огораживали опасный участок яркой аварийной лентой и устанавливали информационные таблички, предупреждающие об опасности нахождения в зоне аварии, службы безопасности удостоверились, что случайных прохожих в районе действий, действительно, нет.

Остальные сотрудники тем временем оперативно разместили поперек реки двойное боновое заграждение – плавучее средство, которое препятствует дальнейшему продвижению нефти по поверхности реки. Подталкиваемая течением, она скапливается у берега, где ее с помощью нефтесборщиков перекачивают в специальный резервуар.

Справившись с воображаемым пятном, участники учений очистили береговую линию – мощной струей воды, которую качала мотопомпа, как следует, все смыли. Гипотетические остатки нефти, вновь оказавшиеся в воде, тщательно собрали. После этого нефть должны отвезти на утилизацию безопасным способом, как того требуют правила защиты окружающей среды.

- С задачей подразделение справилось отлично, - прокомментировал Сергей Шпаков. – В предусмотренный временной норматив уложились, работали слаженно, профессионально.

Кстати, в ходе этих учений, операция прошла без осложнений, но не стоит забывать, насколько нефть - горючее вещество. Поэтому на месте дежурила как ведомственная пожарная техника, так и машина МЧС. А в непосредственной близости от реки разместили щит с первоочередными средствами пожаротушения. Кроме того, во избежание несчастных случаев и отравления продуктами горения, все участники операции были защищены индивидуальными газоанализаторами и противогазами.

Желтые шарики, имитировавшие «сбежавшую нефть», приплыли на место учений минут через десять после того, как все действия были последовательно выполнены. Так что в норматив, действительно, уложились с запасом.

Пробы покажут

На самом деле, как рассказали в компании, технические средства контроля за состоянием нефтепровода практически исключают такое развитие событий, как подразумевали учения. Падение давления в трубе моментально фиксируется. Есть возможность перекрыть аварийный участок и пустить поток нефти в обход. Кроме того, внутрь нефтепровода регулярно «запускают» специальные приборы, которые не только чистят его, но и сканируют стенки на предмет микротрещин или уменьшения толщины.

Тем не менее, приняли участие в учениях и корпоративные экологи. 

- На всех этапах учебно-тренировочного занятия мы проводим экологический контроль, - рассказала инженер по охране окружающей среды отдела экологической безопасности и рационального природопользования Брянского районного управления АО «Транснефть-Дружба» Ольга КАНИЩЕВА. – После устранения аварии пробы воды отвезут в центральную лабораторию экологического мониторинга. Для сравнения берут образец в месте условного и ликвидированного разлива нефти и фоновую воду там, куда загрязнение попасть не могло - и сравнивают показатели. Они должны быть идентичны.

Также исследуют пробы воды выше и ниже по течению от места аварии, грунт с береговой линии. Проверено на практике, что меры защиты, которые использовали на месте учений, позволяют свести ущерб природе практически до нуля.

Как рассказала Ольга Канищева, вне зависимости от тренировок, экологи компании регулярно исследуют водоемы, на дне которых есть подводные переходы нефтепровода. Анализ стабильно показывает, что нефти в них нет.

 

Аргументы и факты - Брянск